Бpодячая Камеpа

Альбом 266

 

Настало время рассказать об обновленном Витебском вокзале. Рассказ будет состоять из двух частей - сначала посмотрим на вокзал снаружи (включая платформы), затем внутри - на залы и детали их оформления.

 

Витебский вокзал со стороны Загородного проспекта.
Слева виднеется здание метро "Пушкинская". Справа - пригородные кассы вокзала и перекрытие над платформами.
Не так давно (к 300-летию Санкт-Петербурга) вокзал был реконструирован и отремонтирован. По возможности старались восстановить его облик и интерьеры такими, какими они были в начале XX века.

Как выглядел вокзал до реставрации можно посмотреть в альбоме 19.

Вид на вокзал с противоположной стороны.

До постройки вокзала эта территория представляла собой плац лейб-гвардии Семеновского полка.
Кроме того, до 1960-х здесь существовал Введенский канал (засыпан). Возможно для того, чтобы продолжить Витебский проспект до Загородного. Официально - малое течение и, как следствие, гниение воды.

На снимке видны пригородные кассы (современной постройки, но более-менее в стиле всего остального) и платформы. Обратите внимание - поезда отправляются со второго этажа.

Витебский вокзал был первым вокзалом России.

Железная дорога называлась Царскосельской, поскольку отсюда  поезда отправлялись в Царское село (Пушкин) и Павловск.

Сначала вокзал был деревянным. В 1837 году с него отправился первый поезд, который вел человек, под чьим руководством строили дорогу - венский профессор фон Герстнер.

В 1849-1852 гг. построили новое здание, по проекту архитектора К.Тона.

В 1900-1904 гг. его разобрали и построили современное, по проекту архитекторов С.Бржозовского и С.Минаша (в стиле модерн).

"Царский павильон" (рядом с платформами неподалеку от вокзала) - отсюда отбывали члены императорской семьи (основной вокзал был предназначен для тех, кто рангом пониже).

Насчет нынешней роли этого здания есть две версии.

Первая - что это режимный объект, имеющий отношение к МПС.

Вторая - что в нем находится платный зал ожидания - можно за деньги, сидя у действующего камина, ожидать поезда.
Интерьеры сохранились и восстановлены.

Теперь поднимемся на второй этаж, к платформам. Для этого пришлось купить билет до ближайшей станции (как, кстати, обычно поступают безбилетники для прохода через турникеты :)

Заодно поясню, как в Питере реализована эта система. На всех вокзалах (и уже на некоторых станциях в городской черте) стоят турникеты. На билете есть штрих-код, который демонстрируется считывающему устройству турникета.
Контролеров, правда, не убавилось. В том числе и по вышеописанной причине. Впрочем, если ехать сравнительно далеко - наличие контролеров мало на что влияет. Цена билета до Кузнечного (конечная станция, если ехать от Финляндского вокзала) - порядка 60 рублей. При этом, естественно, контролеры вместо штрафа собирают по 10 рублей (если особо деньгами не трясти :)
Можно наблюдать, как чуть ли не все при появлении контролера с готовностью вытаскивают десятки.
У тех кто ездит регулярно, есть отработанная технология - что надо говорить и как себя вести, чтобы гарантированно не попасть больше чем на десятку.

Рядом с платформами, в стеклянном футляре, стоит паровоз с вагончиками.

Это макет первого в России поезда, который отправился в 1837 году с тогда еще Царскосельского вокзала.

Паровоз назывался "Проворный".

Макет установлен в 1987 году
С Витебского вокзала поезда уходят в Беларусь (как раз справа стоит поезд "Минск - Санкт-Петербург"), на Украину (из-за чего в 1960-х вокзал хотели переименовать в Киевский :)

Также с этого вокзала отправляются желающие попасть в Молдову, Прибалтику, Берлин, Будапешт, Прагу, Варшаву а также города России: Псков, Новгород, Калининград, Великие Луки, Смоленск, Ржев и т.д.

Из окрестностей Питера - в Пушкин, Павловск, Оредеж, Поселок, Новолисино и т.д.

На вокзале широко используются металлические конструкции не только как инженерные, но и для красоты. Что у нас, в отличие от других стран, не получило широкого распространения.

Да, платформ на вокзале пять.

Витебский вокзал участвовал в съемках 110 фильмов, включая: "Анна Каренина", "Вокзал для двоих", "Приключения Шерлока Холмса" (очевидно там, где Холмс с Ватсоном уезжали "на континент" от профессора Мориарти).
Надпись вверху:

"Багажная подъемная машина"

Они и сейчас выполняет те же функции.

Вдалеке виднеются турникеты
 
В следующем альбоме мы увидим, как теперь выглядят залы Витебского вокзала.

Также предлагаю вашему вниманию очередную коллекцию люков Санкт-Петербурга и окрестностей - Часть III.

 

 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal